Конкурс рисунков. Основные итоги

Дорогие друзья!

Подведены итоги конкурса рисунков, объявленного в рамках II Северного форума по устойчивому развитию. Всего на конкурс поступило 159 работ учащихся из 13 школ Республики Саха (Якутия) (Россия), Монголии и Китая. Возраст конкурсантов от б до 17 лет.

Координационной группой акции было принято решение об определении победителей по решению независимого жюри Детской школы изобразительных искусств им. Л.А.Ким, а также по результатам интернет- голосования.

Конкурс рисунков

СФУР: и.о. заместителя исполнительного директора Северного Форума Дарьяна Максимова рассказала про особенности российско-канадских научных отношений

И.о. заместителя исполнительного директора Северного Форума, старший научный сотрудник Института США и Канады РАН Дарьяна Максимова считает, что российско-канадские отношения можно наладить через науку. Мнением она поделилась во время панельной дискуссии Северного форума «Новые контуры международного взаимодействия в Арктике».

И.о. заместителя исполнительного директора Северного Форума Дарьяна Максимова рассказала про российско-канадское сотрудничество в плане науки. Являясь специалистом по политике Канады в Арктике, она сравнила канадский и российский опыт. «Канада близка к Арктике по климату, природе, географическому расположению и территорией. Канада – вторая страна по площади в Арктике. В своих научных исследованиях я ставила себе цель доказать, что через науку можно наладить российско-канадские отношения», – говорит она.

С точки зрения научно-технического сотрудничества интересно, что техническую, естественную науку можно превратить в практику, обращает внимание доцент.  Дарьяна Максимова подчеркивает, что именно это является одной из миссий Международной организации «Северный форум»: «В миссии «Северного форума» с 1991 года говорится об устойчивом развитии Севера и о проектной деятельности. В следующем году будет юбилей форума – 30 лет со дня создания. Он был создан губернатором Аляски Уолтером Хикелом в 1991 году, в 1993 году Якутия была включена в состав Северного форума. Отмечу, что первый президент Якутии Михаил Николаев наравне с Уолтером Хикелем считается отцом-основателем этой организации. Исходя из этого логично, что секретариат Северного форума в 2013 году переехал в Якутск из Аляски. Я также призываю соединить науку с практикой и в этом нам может помочь Северный форум по устойчивому развитию».

Дарьяна Максимова также обратила внимание, что с 2014 года российско-канадскому сотрудничеству в научном плане было сложно из-за введенных санкций, но сейчас наблюдается потепление. «Арктика состоит из северных стран, которые более развиты. Здесь находятся страны Северной Америки и Северной Европы. Если посмотреть на Арктику сверху, с Северного полюса, то мы увидим, как близко к друг другу мы находимся, и что эти страны наши соседи. Все эти цивилизованные страны, в том числе и Россия, занимают огромную площадь северного мира», – рассказывает и.о. заместителя исполнительного директора.

Устойчивое развитие Арктики – интересная тема для будущих поколений, потому что Арктика – одновременно и цивилизованный, но также и самый неизученный мир, подчеркивает Дарьяна Максимова. «В рамках нашего форума мы хотели обратить внимание на то, что в российской Арктике необходимо проводить исследования по изменению климата. Арктика сейчас привлекательна с точки зрения изменения климата как в научно-техническом, так и гуманитарном направлении. Показатели говорят, что в последнее время арктическое научно-техническое сотрудничество все больше набирает темп, а по гуманитарному чуть сложнее. Это осложняется тем, что здесь много геополитики, социальной составляющей, сравнения опыта проживания одного народа с другим. Но в то же время наука может стать основой для плодотворного международного сотрудничества», – резюмирует и.о. заместителя исполнительного директора Северного Форума.

В Международной Арктической школе состоялось первое международное мероприятие – семинар «Холодные Земли» СФУР.

Международный междисциплинарный семинар «Холодные Земли»: «Российско-Японское сотрудничество на Севере» (мероприятие проводилось в рамках «Года японо-российских межрегиональных и побратимских обменов 2020-2021») стал  первым большим международным мероприятием  на площадке созданной и открывшейся в этом учебном году в Якутске Международной Арктической школы. 30 сентября 2020 г. здесь прошли три секции семинара в режиме zoom, которые стали частью Северного Форума по устойчивому развитию.

Организаторами семинара стали Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия); Платформа развития человеческого капитала в целях японско-российского экономического сотрудничества и персонального обмена (HaRP Secretariat, Япония); Международная Арктическая школа (г. Якутск), кафедра североведения Северо-Восточного федерального университета.

Модератор семинара – основатель и бессменный руководитель «Холодных земель» Михаил Присяжный. На площадке МАШ были организованы три секции:

Секция 1 «Северная окружающая среда». Модераторы: Тутубалина Ольга (МГУ, г. Москва) и Рам Автар (Университет Хоккайдо, Япония). Техподдержка: Михайлов А.А. Организационная поддержка: Попова Л.А., Баишева С.И. Спикеры представляли университеты России (Московский государственный им. М.В. Ломоносова, Уральский федеральный университет Казанский федеральный университет, Мурманский технологический университет) и Японии (Университет Хоккайдо, Университет Нагоя). Темы выступлений были актуальными — моделирование глубин прибрежных равнинных озер Арктики, мониторинг и прогнозирование экологического состояния диких северных оленей, экологические проекты арктических территорий, исследование углеродной и водной экосистем Восточной Сибири, эпидемологический надзор за птичьим гриппом среди диких птиц Сибири и Японии, обзор исследований Казанского федерального университета в области газовых гидратов для освоения Арктики, мониторинг лесов Центральной Якутии по данным радиолокационного и оптического зондирования.

Секция 2 «Северное сообщество». Модераторы: Сидорова Лена (СВФУ, г. Якутск) и Джеффри Гэйман (Университет Хоккайдо, Япония). Техподдержка: Негнюров В.Ю. Организационная поддержка: Андросов А.И., Аржакова Е.К. Секция была интересна тем, что участники рассказали о своих прикладных исследованиях. Сквозной темой секции стало состояние коренных народов в условиях современности. Были представлены доклады сотрудников кафедры североведения СВФУ и Академии наук Республики Саха (Якутия) Виктории Михайловой и Любови Семеновой.

Секция 4 «Строительные конструкции и дизайн холодных регионов». Модератор: декан Высшей инженерной школы Университета Хоккайдо, профессор Цуёси Сэтогути. Организационная поддержка: Бандерова Т.А. В данной секции было несколько докладов специалистов в области строительства и эксплуатации зданий и сооружений в условия криолитозоны и в условиях сейсмичности, представлявших Университет Хоккайдо, Инженерно-технический институт СВФУ, Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин), Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Мурманский государственный технический университет, Уральский федеральный университет. Наибольшее представительство было от Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета (СПбГАСУ).

Со стороны МАШ техническую и организационную поддержку оказали Михайлов Алексей Алексеевич, руководитель отдела информационных технологий и Бандерова Татьяна Авксентьевна, учитель английского языка. Спикеры представляли вузы России от Санкт-Петербурга-Мурманска-Екатеринбурга-Новосибирска до Якутска, а также Университет Хоккайдо. Темы выступлений отличались разнообразием: сценарии для «арктического умного города», возобновляемые источники энергии для северного энергоснабжения, энергоэффективность зданий, сейсмостойкое строительство в Арктике, технология производства строительных материалов для холодных регионов, разработка композитной сваи для Крайнего Севера, потенциал развития туристской индустрии в Российской Арктике  и др.

Организаторы Международного междисциплинарного семинара «Холодные Земли» выражают благодарность всем сотрудникам Международной Арктической школы и лично Директору Сардане Степановне Татариновой за техническую и организационную помощь!

Образовательная сессия Университета Арктики объединяет Север и Азию

28 сентября 2020 г. состоялась образовательная сессия «Тематические сети Университета Арктики: взаимодействие Севера и Азии», организованная кафедрой североведения СВФУ и Международной Арктической школой в рамках Международного Северного форума по устойчивому развитию. Модераторами выступили директор тематических сетей Университета Арктики, PhD Кирси Латола и первый заместитель министра образования и науки Республики Саха (Якутия), д.геогр.н. Михаил Присяжный. Организаторы: от кафедры североведения  –  Михайлова Виктория и Семенова Любовь; от «Конгресс-Центра Якутия» – Руслан Тимофеев и Лия Тихонова.

Тематические сети представляют собой междисциплинарные объединения ученых и специалистов для совместной исследовательской работы, и разработки сетевых образовательных программ. Тематические сети образуют естественную основу для развития образования и научных исследований, обеспечивая их оптимальной структурой для накопления и распространения знаний по всему Северу. Каждая сеть является международной и включает в себя представителей из основных арктических регионов – России, Северной Европы и Северной Америки. На сегодняшний день создано более 50 тематических сетей по разным направлениям, например, по вечной мерзлоте, местному и региональному развитию на Севере, Arctic Lingua, промышленному освоению в Арктике.

Михаил Присяжный обозначил формат образовательной сессии как одну из возможностей понимания Севера и Арктики, вовлеченности всех заинтересованных лиц в деятельность Университета Арктики. Также представил информацию об участии членов Университета Арктики, работающих на территории Республики Саха (Якутия), в деятельности тематических сетей. Так, за период с 2005 по 2020 год СВФУ увеличил свое активное присутствие в тематических сетях с 2 до 19. А всего членами Университета Арктики являются 9 организаций, работающих в Республике Саха (Якутия): высшие учебные заведения, научные организации системы Российской академии наук, колледж, учреждение дополнительного профессионального образования.

Кирси Латола рассказала об основных фокусах Университета Арктики – образовании, исследовании, обмена знаниями. В настоящий момент взаимодействуют более 200 членов арктических и неарктических стран в более чем в пятидесяти тематических сетях.

В мероприятии приняли участие руководители тематических сетей «Arctic Lingua» (рук. Антонина Винокурова), «Образ мира коренных народов Севера» (рук. Людмила Заморщикова), «Добывающая промышленность в Арктике» (рук. Флориан Штаммлер), «Традиционные трудовые навыки Арктики» (представитель сети, Директор Арктического колледжа народов Севера из Черского Елена Антипина), «Стойкие органические загрязнители и потенциально опасные химические вещества в азиатской части Арктики» (рук. Ифань Ли). Об опыте научно-образовательного партнерства СВФУ и Университета Хоккайдо рассказал начальник управления – проректор по международному сотрудничеству СВФУ Владлен Кугунуров. Также представили свои материалы другие лидеры тематических сетей: Эйлин Эспириту («Арктика в Азии и Азия в Арктике»), Кейнджи Йошикава («Мерзлота»), Барри Коста-Пьерс («Океанические пищевые системы»).

Руководители показали цели, задачи, формы работы и взаимодействия в рамках тематических сетей. Встреча прошла на двух языках – русском и английском. В заключении были внесены предложения по развитию эффективного сотрудничества арктических и неарктических стран.

СФУР: вузы Севера и Арктики обсудили свою роль в достижении ЦУР ООН

фото: Нина СЛЕПЦОВА, редакция корпоративных медиа СВФУ

Северо-Восточный федеральный университет инициировал и организовал в рамках Северного форума по устойчивому развитию круглый стол на тему «Роль университетов Севера и Арктики в реализации целей устойчивого развития». Эксперты обсудили содействие вузов достижению ЦУР в контексте Севера.

Университеты мира активно вовлекаются в повестку ООН по достижению целей устойчивого развития, которые были приняты в сентября 2015 года. «Буквально за день до круглого стола Международная ассоциация университетов IAU провела вебинар на схожую тему «Интеграция целей устойчивого развития (ЦУР) в высшее образование». Эксперты ЮНЕСКО и некоторых вузов подчеркнули возрастающую роль именно вузов в достижении 17 ЦУР и задались вопросом, как лучше снабдить университеты теоретическими и практическими инструментами для преобразования преподавания, исследований и институционального мышления в интересах более устойчивого будущего?» – отмечают организаторы.

На круглом столе в рамках СФУР в своем выступлении профессор Дайана Хиршберг из Университета Аляски (Анкоридж) отметила необходимость исследований в части определения способностей, компетенций нужных для жителей Арктики, чтобы люди могли правильно и эффективно управлять жизнью в регионах и решать проблемы, например, связанные с климатом. «Само население должно понимать свои потребности в развитии, способность ставить свои цели должна стать главным в обучении. Исследования в Арктике должны определяться потребностями тех общин, которые там проживают», – говорит Дайана Хиршберг.

Профессор Университета Северной Британской Колумбии в Канаде Гейл Фондал, говоря о важности ЦУР, напомнила, что специалисты не раз обсуждали необходимость формирования отдельных, специальных индикаторов по развитию Арктики. Профессор привела конкретные примеры по вкладу Университета Северной Британской Колумбии в достижение нескольких ЦУР. Например, при строительстве кампуса использовались инновационные технологии, которые способствовали бережливому природопользованию.

Проректор по стратегическому развитию СВФУ Василий Саввинов представил доклад «Университет – интеллектуальная, инновационная и духовная платформа устойчивого развития северных территорий». Он рассказал о проекте программы развития СВФУ, которая базируется на идеях и целях устойчивого развития Организации Объединенных Наций на 2015-2030 годы. «СВФУ планирует сосредоточиться на подготовке конкурентоспособных кадров для освоения природно-ресурсного потенциала северных территорий, модернизации транспортной, энергетической и информационной инфраструктуры, формирования высокоэффективных несырьевых производств. Также СВФУ намерен соблюдать высокие требования бережливого природопользования и реализовать цели устойчивого развития ООН», – комментирует Василий Саввинов.

Модератор круглого стола – президент Университета Арктики, почетный профессор СВФУ Ларс Куллеруд призвал участников мероприятия принять участие в разработке новой стратегии Университета Арктики, которая также будет связана с устойчивым развитием. Говоря о целях устойчивого развития, он отметил, что не все 17 целей применимы к Арктике. В новой стратегии он предложил вузам внести свой вклад и построить некую пирамиду целей, в которой все члены сети арктических университетов должны помочь в их достижении.

Второй сомодератор круглого стола – проректор по международному сотрудничеству Владлен Кугунуров объявил, что ежегодно проводимый СФУР будет отдельно обсуждать важную тему по вовлечению северных вузов в достижение ЦУР и данная площадка будет развиваться. «Как известно, британское издание Times Higher Education уже второй год проводит международный рейтинг университетов, оценивающий влияние вузов мира на достижение целей устойчивого развития. Российские вузы хорошо представлены в рейтинге, потому что действительно влияют на устойчивое развитие своими исследованиями, формирующими знания для решения мировых проблем, качественным обучением и непосредственным участием в жизни общества, влиянием на развитие своих регионов», – заключил Владлен Кугунуров.

Справка:

В круглом столе «Роль университетов Севера и Арктики в реализации целей устойчивого развития» также приняли участие спикеры из Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова (Россия), Университета Рейкьявика (SIF) (Исландия), Бизнес школы Университета Норд (Норвегия), Университета Умео (Швеция).

Автор: Анна БАЙСАКОВА, пресс-служба Северо-Восточного федерального университета