Старинная северная одежда

1. Женская зимняя эвенская одежда

Меховая парка
Материал: оленья шкура, ровдуга, бисер.

2. Женская зимняя эвенкийская одежда

Мастер: Игнатьева Татьяна Тарасовна
Меховая шуба — сагынняк, шапка — мукулай
Материал: оленья шкура, пыжик, хвост песца.

3. Женская зимняя юкагирская одежда

Мастер: Неустроева Анна Дмитриевна
Меховая шуба, фартук, головной убор – малахай
Материал: олений мех, мех белки, бисер.

4. Мужской зимний долганский комплект

Пальто, пояс, нагрудник, головной убор – ынтыка
Материал: сукно, бисер, нитки-мулине, мех волка.

5. Женская эвенская одежда Нижней Колымы

Мастер: Клепечина Евдокия Михайловна
Женский кафтан – hантэк, воротник, передник, головной убор – малахай, торбаза
Материал: оленья летняя шкура, бисер, лисья шкура, ровдуга, пыжик, мех ондатры, замша.

6. Женский зимний долганский комплект

Шуба, пояс.
Материал: оленья шкура, сукно, нитки-мулине.

7. Детский долганский зимний комплект одежды

Пальто, пояс
Материал: сукно, нитки-мулине, мех песца.

Первый день Северного форума по устойчивому развитию прошел успешно

В первый день Форума — 27 сентября, 2020, который совпал в Днем Республики Саха (Якутия) было проведено 17 мероприятий, включая онлайн-выставки, круглые столы, научно-практические конференции и другие.

Все мероприятия проходят на платформе ZOOM, с трансляцией на официальном сайте форума nsdf.ru и YouTube-канале Северного форума по устойчивому развитию https://www.youtube.com/channel/UC6oVddUKkEEd8xcgEY3lXLA

Напоминаем, что во избежание перезагружености ZOOM сессий, спам подключений и кибер атак, Оргкомитетом было принято решение предоставлять ZOOM ссылки на подключение только подтвержденным спикерам. Всех остальных участников приглашаем смотреть трансляции на сайте nsdf.ru или на официальном канале YouTube.

I МОЛОДЕЖНЫЙ СЕВЕРНЫЙ ФОРУМ Сессия «Человеческий капитал: молодые таланты Севера и Арктики» 27 сентября, в 20:00-22:00 (GMT+9), Zoom

Развитие человеческого капитала является главным фактором инновационного экономического и социального прогресса Севера и Арктики. 27 сентября 2020 года, в рамках I МОЛОДЕЖНОГО СЕВЕРНОГО ФОРУМА состоялась онлайн сессия «Человеческий капитал: молодые таланты Севера и Арктики».

В рамках данного направления была предоставлена дискуссионная площадка для обсуждения образовательных и научных проектов для устойчивого развития Севера и Арктики, партнерства организаций общего и профессионального образования, поддержки молодых талантов, были обсуждены актуальное состояние и перспективы развития циркумполярных наук и интеграции российских научных и образовательных организаций в международные коллаборации и в цифровое пространство.

Участников сессии приветствовал и руководил ходом мероприятия модератор сессии Александр Сусоев, первый заместитель министра по делам молодежи и социальным коммуникациям Республики Саха (Якутия).

Работа сессии будет организована по двум сессионным залам. В качестве основных спикеров сессии участие приняли Хизер Николь, профессор Trent University (г. Онтарио, Канада), Еева-Мария Муурман, учитель Helsinki Upper Secondary School of Languages (г. Хельсинки, Финляндия), Виктория Рябухина — Лукина, Председатель РОО “Арктический Центр Наук и искусств” (г. Москва, Россия), Евгения Титовская, заместитель начальника управления внешнеэкономических связей, начальник отдела по развитию международный кооперации и экспорта департамента внешних связей Ямало-Ненецкого автономного округа (г. Салехард, Россия), Андрей Скоробогатов,  главный специалист по вопросам привлечения кадров в Арктику Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке, Игорь Данилов, студент III курса СВФУ, методист кафедры гуманитарных наук Малой академии наук Республики Саха (Якутия) (Россия), Мария Кривцова, преподаватель Международной Арктической школы (г. Якутск, Россия), Альберт Попов, Айталина Попова, модераторы Модели Молодежного форума ЭКОСОС, Светлана Дьячковская, директор Детского технопарка “Кванториум” Республики Саха (Якутия) ( г. Якутск, Россия), Сергей Кениг, генеральный директор АНО ДТ “Красноярский Кванториум”(г. Красноярск, Россия), Константин Егоров и Яков Спиридонов, учителя Ытык-Кюельской СОШ №1, победители Всероссийского конкурса молодежных проектов для физических лиц в 2020 г., Галина Алексеева, доцент кафедры социокультурных инноваций и технологий ЧГИФКиС (с. Чурапча, Россия), Екатерина Шиман, директор центра международной академической мобильности Управления международного сотрудничества, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова (Архангельск, Россия), Александра Пономарева, ведущий специалист арктического отдела Управления международных связей СВФУ (г. Якутск, Россия), Ирина Дранаева, руководитель отдела международного и межрегионального сотрудничества АГАТУ (г. Якутск, Россия), Дарья Бурнашева, PhD, доцент каф. НХК, зам.проректора по международной деятельности АГИКИ (г. Якутск, Россия), Виктория Копылова, старший преподаватель, координатор международных программ ЧГИФКиС (с. Чурапча, Россия).

26-27 сентября в рамках данного направления форума была организована и проведена онлайн Модель Молодежного форума ЭКОСОС с участием учащихся школ из Республики Саха (Якутия), Ямало-Ненецкого автономного округа, Забайкальского края, Иркутской области. В качестве модераторов Модели выступили школьники из Таттинского улуса Альберт Попов и Айталина Попова. Для подготовки к участию в игре-конференции 21-25 сентября для участников Модели Молодежного форума ЭКОСОС были проведены онлайн тренинги. Тренеры из гг. Сингапур, Екатеринбург, Москва, Якутск, Минск и провели для школьников занятия по развитию навыков командной работы, проектной деятельности, критического мышления, работы с информацией, креативности, управления эмоциями; лидерских и коммуникационных навыков.

Выслушав выступления основных спикеров, обсудив идеи и предложения организаторов и участников, в завершении работы сессии была принята Резолюция сессии «Человеческий капитал: молодые таланты Севера и Арктики», содержащая предложения по интернационализации модельного движения; реализации молодежных научно-исследовательских, образовательных, творческих, спортивно-оздоровительных проектов, активизации партнерского взаимодействия и сотрудничества образовательных организаций Арктики и Севера с целью обмена опытом и запуска совместных проектов в арктических регионах; созданию кадрового резерва будущих инженеров, технических экспертов, изобретателей, рационализаторов в современных областях науки и производства; развитию и внедрению международного онлайн-образования регионов Севера и Арктики, организации работы по совместным международным проектам членов-партнеров Университета Арктики и консорциума вузов «Образование+Культура».

Организаторами сессии «Человеческий капитал: молодые таланты Севера и Арктики» выступили Ытык-Кюельская средняя общеобразовательная школа №1, Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта, Арктический государственный агротехнологический университет, Арктический государственный институт культуры и искусств, Единый волонтерский центр Таттинского улуса.

Вездеходы и автожиры

Колесно-гусеничное шасси  ШКГ101
Разработка СКБ «Газстроймашина» (г. Москва)
Опытные образцы изготовлены заводом «Универсалмаш»
ОАО «Кировский завод»
Шарнирно-сочлененное колесно-гусеничное шасси  ШКГ101 предназначено для монтажа различного оборудования массой до 10 т. и его транспортировки по всем видам дорог и местности:
— на колесах по дорогам общего пользования;
— на съемных резинометаллических гусеницах шириной 900мм по бездорожью.
Один из образцов со сварочно-энергетическим агрегатом  АЭП102.

Аэросани-амфибия «Нерпа-10»
Производство ООО «Завод Инновационного Транспорта» (г. Кемерово)
Партнерство развивается с 2015г. по инициативе Леонтьева А. из Булунского района РС(Я). С 2017 г. рассматривается применение при подготовке ледовых переправ.
В РС(Я) эксплуатируется три «Нерпы», в т.ч. «Нерпа-650» с 2016г. в Удачнинском подразделении «АЛРОСА».  В 2020 г. АО «Жатайская судоверфь» начало сотрудничество по подготовке сборки экстремально холодных модификаций «Нерп-10» на своих площадях.

Автожир Калидус 912
Гироплан компании AutoGyro GmbH (Германия) серийного производства ООО «АвтоГиро Руссланд» (г. Москва) при авиацентре «Воскресенск» (Московская область)
Скорости 30 — 190 км/ч
Потолок до 3500 м
Продолжительность  > 4 час
Двухместная закрытая кабина с комплектацией для обучения пилотов
Дальность  до 700 км
Расход  14 (бензин Аи-95) л /ч
Запас топлива  до 100 л.
Г. Амирханов из Якутии, выпускник 2018 г. единственной в РФ  школы пилотов автожиров в Воскресенске

Колесные вездеходы

Вездеход КамАЗ-6345 (Арктика-6х6)
Разработка МГТУ им. Н.Э. Баумана и Московского Политеха в партнерстве
с ПАО «КАМАЗ» при поддержке Минобрнауки РФ в рамках реализации Постановления Правительства РФ № 218
Опытный образец с жилым модулем изготовлен в ПАО «КАМАЗ»
В разработке учтен опыт эксплуатации отечественных и зарубежных вездеходов, в т.ч. созданных в пп. Депутатский и Алмазный в РС(Я).
НТЦ «КАМАЗ» и Технопарк «Якутия» в 2020г. начали этап доводочных испытаний в РС(Я) сроком 2 года.

Вездеход « Урал-Мирный»
Разработка МГТУ им. Н.Э. Баумана в партнерстве  с автозаводом «УРАЛ»
Прототипом разработки являются «Урал-Полярник», созданные компанией «Опытно-конструкторское бюро Вездеходные Транспортные Системы» совместно с МГТУ им. Н.Э. Баумана в 2009-13 гг. для «ГАЗПРОМА».
Опытно-промышленная эксплуатация около 100 разных модификаций состоялось в 2011-13 гг. в «ГАЗПРОМ» на Ямале и других регионах.
В феврале 2014 г. с итогами этой эксплуатации ознакомили северян, в т.ч. РС(Я).

Внедорожный тягач БАЗ-69095
Производство АО «Брянский автомобильный завод»
Предназначен для монтажа различного оборудования массой до 18 т. и его транспортировки по всем видам дорог и местности.
Полная масса 33 т
Масса снаряженного тягача 14,8 т
Габариты шасси 10970х2750х3080
С апреля 2018 г. первая модификация для МЧС находилась в опытной эксплуатации сроком один год в Службе спасения РС(Я).

Вездеход «Алдан 8х8»
Производство компании «ТрансМаш» (г.Н.Новгород)
Образец разработан в партнерстве с НГТУ им. Р.Е. Алексеева
Снаряженная масса 6,45 т
Грузоподъемность  до 3,2 т; — на плаву до 2,0 т
Число посадочных мест: — пассажирского до 16
Длина — 6300;  высота – 2720
Ширина: 2950 на шинах 1300х700;
2500 на шинах  1200х418 «Урал»
Скорость до 50 км/ч; — по воде до 5 км/ч.
При работке учтен опыт эксплуатации прежних вездеходов «ТрансМаш» в РС(Я), в т.ч. в бассейне реки Алдан.

Вездеход-амфибия «Бурлак  6х6»
Производство компании «Вездеходы Макарова», г. Екатеринбург
Снаряженная масса 4 т.
Масса при полной загрузке  до 7 т
Габариты 7380 х 2900 х 3200
Высота салона 1850
Грузоподъемность: —  до 3 т; — на плаву до 1,5 т
Скорость: — на твердом грунте до 70 км/ч; — по  воде 3-6 км/ч;
Расход  дизтоплива на твердых грунтах 30л/100 км
Запас хода до 2500 км.
С января 2020 г. экспедиционная модификация эксплуатируется в Булунском районе РС(Я)

Снегоболотоход «Усть-Янец 4х4»
Создатель Амирханов Г., п. Депутатский, Усть-Янский район, РС(Я)
Конструкционная масса  5000 кг.
Габариты  7200х2900х2700
Грузоподъемность —  до 1500 кг;   — на плаву 800 кг
Максимальная конструктивная скорость 60 км/ч; по воде 8-10 км/ч  Расход  дизтоплива по бездорожью 60/100 л/км
Запас хода по бездорожью 1000 км.
Сертификация в 2011г. в г. Якутске при поддержке Технопарка и Автодорожного факультета СВФУ.
В 2019 г. создана модификация 6х6

Снегоболотоход «УРААНХАЙ»
Создатель Смурыгин А.  п. Алмазный, Мирнинский район, РС(Я)
Максимальная технически допустимая масса  3000 кг.
Габариты  6100 х 2800 х 2600
Грузоподъемность: —  до 1100 кг.; — на плаву до 500 кг.
Скорость по  воде 7-10 км/ч;  по болоту 10-15 км/ч; по снегу 20-30 км/ч
Расход  дизтоплива по болоту и снегу 40-50/100 л/км
Запас хода по бездорожью 600 км.
Сертификация в 2011г. в г. Якутске при поддержке Технопарка и Автодорожного факультета СВФУ.