Круглый стол «Малый Северный морской путь – устойчивость развития приморских районов Республики Саха (Якутия)»
- Арктическая морская транспортная система, помимо решения задач развития крупнообъемных магистральных экспортных и транзитных перевозок, обеспечивает устойчивое развитие поселений арктических регионов, в том числе создание дополнительных рабочих мест, реализацию проектов освоения минеральных ресурсов приморских районов, в первую очередь – Республики Саха (Якутия). Доставка грузов туда осуществляется как морским транспортом непосредственно, так и с перевалкой на внутренний водный транспорт и развозом по системе зимников автомобильным транспортом. Эту транспортную подсистему можно условно назвать «Малый Севморпуть».Освоение полиметаллических месторождений приморских районов Республики Саха (Якутия) требует развития новых систем логистики и строительства специализированных судов для перевозки грузов по речным участкам до морских терминалов. Эффективность этих перевозок будет зависеть от возможности судов типа «река-море» доставлять грузы по судоходным участкам рек и их протокам в пункты назначения по «высокой воде» в начале летней арктической навигации, когда морские участки еще покрыты остаточными льдами, но атомные ледоколы заняты решением основных грузоформирующих задач. Решить эту задачу можно с привлечением дизельных ледоколов, заблаговременно планируя эту работу, с учетом графика их ремонта и ледокольных проводок в неарктических морских портах.«Малый Севморпуть» – основные задачи:Сезонные каботажные перевозки для обеспечения устойчивого развития поселений и реализации проектов освоения рудных месторождений с вывозом концентратов по смешанным схемам, включая перевозки речными судами и судами смешанного плавания.Стейкхолдеры:
Министерство транспорта Республики Саха (Якутия), администрации муниципальных образований, инвесторы, грузоотправители, судоходные компании, ФГУП «Росморпорт», ФГБУ «Администрация Севморпути», судопроектные и судостроительные организации, экспертное сообщество.
Темы для обсуждения:
- Строительство морских и речных перевалочных комплексов для перевалки грузов морскими и речными судами (морские терминалы портов Хатанга, Тикси, Певек; речные терминалы рек Хатанга, Анабар, Оленек, Лена, Яна, Индигирка, Колыма).
- Строительство специализированных судов для перевозки грузов по речным участкам до морских терминалов с учетом расширения сроков навигации.
- Строительство мелкосидящих ледоколов для работы в прибрежных районах Арктики и на реках для обеспечения расширенной навигации.
- Возможность проведения в преднавигационный период скоординированного планирования расстановки ледоколов ФГУП «Росморпорт» с привлечением организаций-владельцев ледоколов Речного Регистра и судоходных компаний в рамках расширенной летне-осенней навигации.
Оптимизация северного завоза (завоза грузов для обеспечения бесперебойного функционирования систем жилищно-коммунального хозяйства и энергетики, социальной сферы и качества жизни местного населения) с целью повышения надежности и эффективности поставок за счет использования транспортных средств общего пользования; обеспечения завоза грузов, участвующих в логистических схемах проектов освоения месторождений полезных ископаемых через сложившийся механизм Соглашений о социально-экономическом сотрудничестве между хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в северных регионах, и администрациями субъектов Федерации и муниципальных образований.
Модератор:
- Григорьев Михаил Николаевич, директор и совладелец консультационной компании ООО «Гекон», ведущий научный сотрудник Отдела глобальных экономических проблем и внешнеэкономической политики ИМЭМО РАН, к.г.-м.н.
Список спикеров:
- Монько Николай Афанасьевич, ФГБУ «Администрация Севморпути». Анализ навигации 2021 года и перспективы развития Севморпути на среднесрочную перспективу (формат онлайн).
- Никитина Елена Николаевна, ИМЭМО РАН. РАН. Малый СМП: перспективы местного и регионального взаимодействия по формированию новых рынков (на примере туризма) (формат онлайн).
- Бенгерт Александр Александрович Генеральный директор ФГУП «Гидрографическое предприятие: «Текущие и перспективные проекты ФГУП «Гидрографическое предприятие».
- Барбашев Максим Юрьевич. Заместитель исполнительного директора по безопасности судоходства Ленского объединённого речного пароходства.
- Захаров Сергей Викторович, Доцент ФГБОУ ВО “Иркутский национальный исследовательский технический университет” (ИРНИТУ) Захаров Сергей Викторович.
- Кугаевский Александр Андреевич, заместитель ректора по аналитической и экспертной деятельности СВФУ)